Как оценить машину

 

Если вам нужно оценить автомобиль для продажи самому, точно, дешево или вообще бесплатно, то тут не обойтись без рекомендаций этой статьи. Ведь с оценкой «на глазок» ваша продажа пройдет с выгодой для покупателя, а не для вас. Несколько простых советов, как правильно подойти к вопросу оценки автомобиля, который вы собрались продавать.

Основной метод оценивания автомобилей

Общие особенности

Наиболее широко применяемый на сегодня метод оценивания основан на сравнении. Точнее, на сравнительном анализе каких-либо актуальных данных по ценам автомобилей. Какие это данные?

Ну, это те же региональные газеты и журналы по продажам авто и сайты где можно добавлять такие объявления.

С их помощью основной ценовой коридор (т. е. цена от и до) можно определить довольно быстро и вполне уверенно. А вот более точная оценка, с выводом окончательной рыночной цены машины, особой доскональностью отличаться уже не будет, даже если попытаться использовать какие-то западные каталоги – наш внутренний рынок сам по себе по ценам имеет большие отличия от западных. Ну и отечественный автопром уникален для стран СНГ.

Но тут есть и хорошая сторона медали! Ну как же без нашего «нет худа без добра»? Без доступа к точным биржевым котировкам по автомобильной «вторичке», наш автосбытчик имеет возможность довольно широкого ценового маневра, особенно если продажа ведется на межрегиональном уровне.

Это, кстати, один из главных механизмов заработка перекупщиков. Особенностью такого метода является то, что вы вынуждены ориентироваться в ценах на других продавцов, которые, в свою очередь, могут ориентироваться на вас.

В результате, при грубом применении этого сравнительного анализа, более-менее точно определяется не действительный ценовой коридор, а имеющиеся границы предложения. Ну это, конечно, разные вещи. Ведь тут есть минимум два существенных «замутняющих» истину фактора:

  • Продавец почти всегда склонен искренне переоценивать свое авто и часто делает надбавку на торг к уже сверх меры завышенной стоимости;
  • Перекупы уже с другой стороны, посредством групп липовых объявлений, проводят «рейдерские акции» по занижению цен на том или ином ресурсе – об этом я рассказывал в статье про мошенничество.

Что нужно учитывать в оценке

Перед оценкой вы, естественно, должны ясно представлять себе состояние вашего автомобиля. Может, кому-то это покажется само собой разумеющимся, но многие действительно имеют смутное разумение как о проблемах, так и о надлежащем виде машины.

И если со скрытыми неисправностями понятно, то с неряшливостью салона не вполне – такой «интерьер» зачастую преподносится покупателю как нечто должное и не влияющее на цену. Но это не так. На самом деле на цену влияют вот какие основные факторы:

  • Марка/модель;
  • Общий внешний вид;
  • Общий вид салона;
  • Техническое состояние основных узлов и агрегатов;
  • Наличие и техническое состояние дополнительных узлов и агрегатов;
  • Условия использования;
  • Проблемность/беспроблемность документации на авто и на его продажу;
  • Пробег;
  • Год выпуска.

Но это в общих чертах, чего недостаточно. Еще продавец должен хорошо знать состояние основных сегментов автомобиля:

  • Внешняя поверхность кузова;
  • Внутренняя поверхность кузова;
  • Салон;
  • Коробка передач;
  • Двигатель;
  • Подвеска;
  • Электросистема.

Конечно, некоторые мелочи можно успешно утаить, но если, например, ваш автомобиль был серьезно битый, то это учитывается обязательно (в минус, естественно) т. к. утаивать такое себе дороже – покупатель, когда обнаружит подвох, скинет цену уже по своему разумению.

Важно! Не пренебрегайте предпродажной подготовкой (предпродажная подготовка автомобиля что это такое) т. к. в некоторых случаях даже просто хороший марафет с полировкой, вощением и чернением уверенно повышает цену авто на 10-20%!

Отдельно следует сказать о налоговом факторе, т. к. если вам придется не просто заполнять декларацию, а реально платить налог, то стоит учесть и эту сумму в грубо-приблизительном подсчете.

Цена и что от нее зависит

Конечно, главное для продавца автомобиля – это деньги, которые можно за него выручить. Естественно, что чем больше, тем лучше. Но получение выгоды, или даже просто рыночной стоимости прямо связано с другими существенными моментами, которые тоже могут немало для вас значить.

Что тут имеется в виду? Это примерно следующее:

  • Количество потенциально заинтересованных покупателей;
  • Требования и претензии к продавцу по состоянию автомобиля;
  • Рамки, в которых возможен торг;
  • Личное время, затрачиваемое на весь процесс продажи.

Ведь не все продавцы автомобилей ставят первостепенной целью получение «навара». Некоторых вполне может устроить даже нижние рамки среднерыночной цены, взамен на быстроту сбыта или минимум затрат нервных клеток в процессе осмотра и торга.

Методика оценки

Итак, вы заранее определились с состоянием своего автомобиля, тем как вы его намерены продавать: по договору купли-продажи лично, через посредников или как-то иначе.

Вот примерная схема ваших дальнейших действий:

  • Покупаете периодику с объявлениями автопродаж; «За Рулем», «Автомир», «Из Рук в Руки», местные издания и анализируете, выписывая цены вариантов с параметрами авто сходных с вашими;
  • Подобным же образом анализируете сайты автопродаж. Например: , , и др. Здесь просто заполняете поля нужными данными и фильтр выдаст вам список похожих на ваш вариантов;
  • Сведя данные поисков онлайн и проанализированной периодики, вы получите грубый ценовой коридор (например, от 430 до 670 тыс. руб.);
  • От ценового коридора нужно вычислить среднее значение, суммировав две крайние цифры и разделив их на два (430 + 670/2 = 550 тыс. руб.);
  • К полученной средней цифре можно прибавить процентов 10 или отнять от нее, в зависимости от срочности продажи (605 и 495 тыс.);
  • Если же продавать по максимуму (670 тыс.), то шанс на сделку иметься будет, но ожидание может быть очень долгим. В этом случае рекомендуется ежемесячно снижать цену на 3-5%, в зависимости от результатов вашего общения по звонкам и на сайтах до оптимального предела.

оценка автомобиля_1

Предложение рождает предложение

Реальную стоимость конкретной марки автомобиля в России на определенный период времени вам не скажет никто, даже профессиональный торговец машинами. Дело в том, что на отечественном рынке подержанных автомобилей до сих пор нет единой информационной базы по реальной стоимости тех или иных моделей. Нет активных бирж, на которых идут торги (цена формируется в зависимости от спроса) и которые фиксируют динамику изменения стоимости предлагаемых лотов. Потому все, кто выходит со своим предложением, не имеют ни малейшего понятия, какая сейчас реальная стоимость на тот автомобиль, который они хотят продать. 

В то же время в США и Европе существует целая отрасль оценки.

Крупнейшие корпорации занимаются оценкой подержанных автомобилей, регулярно выпускают бюллетени и другие печатные издания, в которых фиксируются цены и динамика их изменения. Так поступает, например, компания Kelley Blue Book, основанная в 1918 году (поначалу компания называлась Kelley Kar Company). Это старейшая компания по оценке подержанных автомобилей с 1993 года выпускает издание Consumer Edition of the Blue Book, которое считается лучшим изданием для продавцов автомобилей, и на цены, указанные в нем, равняются все мировые торговцы. Кроме российских. Нашим специалистам приходится ориентироваться на других участников торгового процесса, которые, в свою очередь, настолько же не осведомлены об общем состоянии отечественного рынка подержанных автомобилей. Ведь ориентируясь на то, по какой цене выставляют автомобили другие продавцы, можно узнать лишь значение предложения, а не конечную стоимость машины, которая обычно бывает несколько ниже.

Фото 1

Независимая экспертиза

Если сходу, то это долго и дорого. Стоимость оценки варьируется от 1,5 до 5 тысяч рублей в зависимости от оценочной компании, некоторые могут взимать дополнительную плату за официальное письменное заключение с подписью дипломированного оценщика. А срок подготовки такого заключения составляет от 3 до 5 дней.

Независимая экспертиза консервативна и, как правило, нужна для налоговой, суда, страховых компаний, банков и для проведения тендеров. Дипломированные оценщики используют специальные методы в рамках нормативов, установленных законодательством. Разобраться в расчетах и применяемых коэффициентах чрезвычайно сложно даже со специальной литературой.

В силу того, что экспертиза носит официальный характер и нацелена на выполнение требований законодательства, она может быть необъективна. Скорее всего, эксперт не будет глубоко изучать рынок, найдет максимально близкие предложения к вашему авто на рынке и достаточно консервативно посчитает среднерыночную стоимость среди них. Потому это больше формальный подход к определению стоимости имущества, нежели рыночная оценка.

Доски объявлений

Доски объявлений – это самый популярный способ, но при этом сложный даже для профессионалов. Большинство предложений отображают не фактические цены продаж, а желаемые до торга «у капота», который обычно составляет 5-10%. Кроме того, не стоит забывать, что на досках много недостоверных предложений. К тому же, неподготовленных автовладельцев поджидают подводные камни, о которых мало кто задумывается.

Так, например, одна из распространенных ошибок — слишком узкий фильтр поиска похожих объявлений. Когда вы оцениваете автомобиль, то смотрите на доски глазами продавца и анализируете те предложения, которые наиболее похожи на ваш авто. Но покупатели смотрят на доски совершенно по-другому. По данным международного исследовательского агентства TNS, 67% покупателей не уверены, какой именно автомобиль они хотят приобрести. 

К примеру, кто-то будет смотреть в принципе все седаны до 500 тысяч рублей, кто-то сравнивать три марки между собой, а кто-то выбирать среди автомобилей только на «механике», не привязываясь к марке. Поэтому, если вы хотите правильно узнать цену, поставьте себя на место покупателя и не сводите изучение цен к настройке максимально точного фильтра. Обязательно смотрите, что есть в этом же ценовом диапазоне, какие есть предложения в других марках, а может даже годах выпуска. 

Еще одна проблема — объективное сравнение автомобиля с типичными предложениями на рынке, чтобы понимать дороже он должен стоить, также или дешевле. Например, вы считаете, что ваш автомобиль идеален: он всегда обслуживался у официального дилера, имеет пробег до 100 тысяч километров и одно незначительное ДТП с ремонтом по страховке. Вы открываете доску объявлений, получаете список аналогов и испытываете первый шок. Оказывается, ваш автомобиль имеет самый большой пробег на рынке из-за недобросовестных продавцов. Или в нескольких самых дешевых объявлениях написано, что машины в таком же идеальном состоянии, как и ваша. Конечно, можно прозвонить объявления из нижнего ценового сегмента, среднего и высокого под видом потенциального покупателя, чтобы приблизительно понять, чем они отличаются от вашего авто. Но о фактическом состоянии чужих машин вы вряд ли много узнаете.

Официальный дилер

По сути, к официальному дилеру едут не оценивать автомобиль с пробегом, а покупать новый. Если эта история про вас, то можно посетить несколько дилерских центров, показать машину и получить предложения на выкуп. Таким образом вы будете понимать примерную цену срочного выкупа своей машины за один день и впоследствии торговаться с дилером или поговорить о скидке за новый автомобиль.

А вот отдавать автомобиль дилеру, не покупая новый — значит заведомо продешевить. Все дилеры заинтересованы в продаже новых автомобилей, поэтому дают выгодные предложения по выкупу в основном при трейд-ин. Однако цена выкупа при трейд-ин — это не оценка рыночной стоимости автомобиля в классическом понимании, а получение предложения от людей, которые впоследствии заработают на перепродаже вашего авто. Иногда даже очень нескромно.

Арифметика здесь простая: рыночная цена – дисконт = предложение дилера. Размер дисконта может отличаться. Так, при сдаче авто в трейд-ин, дисконт дилера от рыночной цены меньше, чем при отдельном выкупе, так как дилеры рассчитывают кумулятивную маржу от продажи и покупки ТС. На популярные автомобили в среднем он составляет 10-20% от рыночной цены. Минимальный дисконт будет при продаже профильной марки одновременно с покупкой нового автомобиля по трейд-ин. Максимальный — при продаже непрофильной марки без покупки нового авто.

Таким образом получить объективную информацию о рыночной стоимости автомобиля при срочном выкупе дилером не представляется возможным. Можно лишь самостоятельно рассчитать приблизительную рыночную стоимость путем увеличения предложения дилера на 10-20%. 

Фото 2

Оценить подержанное авто с помощью профессионалов

Как мы уже выяснили, чтобы рассчитать стоимость автомобиля с пробегом, необходимо знать о конкретной модели все: от того, какими опциями производитель снабдил автомобиль, а какие из них – допоборудование, до часто встречающихся «болезней» модели и марки. Специальные компании, профессионально занимающиеся оценкой подержанных машин, знают, как определить износ б/у авто и его техническое состояние.

Оценка авто экспертом занимает несколько часов и проводится в два этапа:

  • онлайн-осмотр выбранного подержанного автомобиля и сбор данных о комплектации из интернет-источников;
  • выезд вместе с вами к машине и ее осмотр.

Стоит работа независимых экспертов от 2000 до 4000 рублей в зависимости от региона и модели (чем реже авто, тем сложнее определить его стоимость).

Плюсы метода:

  • Работу за вас сделает специалист, вам останется только сделать выбор.
  • Вы не тратите время на то, чтобы оценить автомобиль с пробегом самостоятельно.

Минус метода — работу эксперта необходимо оплатить, а если вы выбрали не одно подержанное авто для осмотра, то заплатить придется за каждое.

Также читайте: Техническая проверка авто перед покупкой: пошаговая инструкция

Оценить автомобиль с пробегом самостоятельно

Ни один из самостоятельных способов правильно оценить б/у машину не укажет стоимость машины с учетом комплектации, дополнительного оборудования и повреждений. Зато эти способы бесплатные.

Посетить автосалон

Посетите ближайший дилерский центр, в котором можно приобрести железного коня с использованием системы Trade-in. Прикиньтесь покупателем нового автомобиля из салона, поговорите с менеджером и скажите, что хотели бы сдать «в зачет» свою машину. В качестве «своего» авто назовите то, которое уже присмотрели в онлайн-объявлениях. Менеджер рассчитает рыночную стоимость автомобиля и предложит привезти его на диагностику. Вежливо откажитесь, сославшись на желание подумать.

К сумме, которую назвал менеджер, смело прибавляйте примерно 20%. Такой будет стоимость выбранного вами авто с пробегом. Способ напоминает работу детектива: самостоятельно найти, посетить, прикинуться покупателем, выяснить подробности. Чтобы таким образом узнать рыночную стоимость б/у авто, придется потратить немало времени.

Плюсы способа:

  • Сможете обговорить с менеджером детали комплектации выбранного автомобиля и дополнительного оборудования (не все методы это позволяют).
  • Уверенность в том, что никто не обманет, потому что информацию вы добыли самостоятельно.

Минус похода в автосалон для определения рыночной стоимости машины — трата энергии и времени: сначала, — чтобы запомнить детали выбранного для покупки б/у авто, а затем, — чтобы сыграть роль покупателя и владельца.

Также читайте: Признаки надежной б/у машины

Обратиться в банк или ломбард

Если в любом банке или ломбарде вы скажете, что хотите в залог оставить свою «ласточку» (ту, что присмотрели для покупки), сотрудники радостно рассчитают ее стоимость.

Плюсы и минусы у данного метода те же, что и у посещения автосалона под видом покупателя.

Стать автоэкспертом

Пожалуй, этот способ рассчитать стоимость автомобиля с пробегом еще более энерго- и времязатратный, чем предыдущий. Чтобы правильно оценить стоимость машины, придется изучить литературу, поездить на десятках различных машин, посетить немало выставок, пресс-конференций и презентаций. Спустя месяцы или годы (зависит от вашей обучаемости) придет понимание, сколько стоит каждая марка во всех комплектациях, во сколько оценивается допоборудование и сколько тысяч можно «сбросить» за каждую царапину и поломку.

Вам подойдет этот метод, если вы:

  • любите читать, разбираетесь в марках и моделях, годах выпуска, моторах и двигателях, можете посещать закрытые мероприятия и располагаете большим количеством времени;
  • не торопитесь с покупкой подержанного авто, потому что придется потратить не один день на изучение всего материала.

Этот метод не подойдет, если вы:

  • хотите приобрести машину хотя бы до конца текущего года;
  • не являетесь автомобильным блогером или журналистом.

Возможно, стоит сэкономить силы и прибегнуть к более простым способам оценки, но, увы, платным.

Также читайте: Сколько стоят подержанные машины: обзор цен

Полезные советы

  • Оценка авто возрастом до 6-и месяцев и свыше 10-и лет проводится индивидуально, согласно их состоянию, без использования расчетных алгоритмов.
  • Вам следует знать, что на каждый текущий год потери в стоимости авто составляют 10 или 12% в первые 2-3 года и по 5-6% в последующие года до 10-и летнего возраста.
  • Среднестатистический пробег легковой автомашины равняется 15-20 тыс. км/год. Автомобили с очень маленьким и очень большим пробегом оцениваются экспертно, без применения формул.

Отвлечёмся. Ранее я говорил, что мне нравятся радиоуправляемые модели, поэтому в этот раз снова делюсь с вами видео из Кореи, на котором мастера дрифта шлифуют ковровое покрытие:

Дополнительные методы оценивания автомобилей

Выше я описал т. н. народную оценку, которая применяется чаще остальных методов. Теперь давайте рассмотрим другие варианты оценок:

  • Оценка при помощи формул;
  • Оценка при помощи непосредственного обследования экспертом.

Оценка при помощи формул

С применением расчетных формул и алгоритмов определяют рыночную стоимость автомобилей:

  • Официальные автодилеры;
  • Страховые компании;
  • Кредитные организации;
  • Онлайн-ресурсы.

Официальные автодилеры

У автодилера, к которому относится ваша марка, вы можете поинтересоваться условиями обмена Б/У автомашин на новые (с доплатой). При этом менеджер, не подозревающий о ваших истинных намерениях :cool:, сам предложит вам оценочные услуги.

По широкому опыту народных масс, после такой оценки, чтобы получить приближенно-точную цену нужно добавить 20% к оценочной сумме от автодилера.

Страховые компании

В данном случае вы обращаетесь просто за страховым полисом, а для его получения всегда требуется как можно более точная рыночная оценка транспортного средства (ТС).

Вы можете обратиться к какому-то коммерческому страховщику и попросить рассчитать для вас стоимость полиса. И обычно эта стоимость равняется примерно 9-11% рыночной цены вашего авто, определенной страховыми спецами.

Следует иметь ввиду, что ОСАГО не подойдёт, так как при его расчёте используют личные параметры водителя, это я о КБМ (коэффициент бонус-малус). В итоге стоимость полиса зависит от того, сколько раз ты попадал в аварию, какой стаж вождения и так далее.

Лично я вот точно знаю, что так можно оценивать машину по КАСКО – они не используют КБМ и их полис стоит 9-10% от оценочного заключения по рыночной стоимости автомобиля. Следовательно, добавив к этому недостающую до 100% сумму, вы получите искомую рыночную цену, рассчитанную профессионально и совершенно даром, что особенный плюс.

Кредитные организации

В кредитных организациях (имеются в виду серьезные банки и крупные кредитные потребительские кооперативы) специалисты не хуже, чем у страховщиков, но они менее профилированы т. к. имеют дело с разным залоговым имуществом, а не только автомобилями. Поэтому тут оценка может быть менее точной.

Вы приходите в банк, кредитсоюз или даже в автомобильный ломбард и просите рассчитать условия под ваше авто. К результату в этом случае обычно добавляется 10-15%.

Онлайн-ресурсы

Сайты, на которых можно провести платную или бесплатную оценку автомобиля множатся в последнее время как грибы. Вот некоторые из них:

Их сервисы оценки представляют собой обычные онлайн-калькуляторы, в поля которых нужно вводить указанные данные автомобиля. Данные эти на разных ресурсах хоть и имеют общность в структуре, но все же различаются, что говорит о применении различных алгоритмов вычислений.

Поэтому лучше получить результат из нескольких онлайн-калькуляторов и сравнить их на предмет адекватности результата.

Оценка при помощи непосредственной экспертизы

Такая оценка является самой точной, но и самой дорогой.

При ней автомобиль подвергается непосредственному экспертно-техническому обследованию, проверяется юридическая полнота и правильность документации, а затем, на основании полученных результатов, специалистами в области вторичного автомаркетинга делается заключение о рыночной стоимости авто, которая максимально приближена к реальной.

Такое заключение, оформленное в документальной форме, является очень веским аргументом в торге и гарантией того, что вы в любом случае минимум получите справедливую оплату.

Если вы решили провести подобную оценку, то вам нужно:

  • Найти независимого оценщика, подходящего вам условиям оценки и оплаты – лучше компанию, но это может быть и частный эксперт с соответствующим юридическим статусом;
  • Тщательно вычистить и вымыть автомобиль – некоторые оценщики это могут взять на себя;
  • Предоставить оценщику весь пакет основной и дополнительной документации на авто – дополнительными документами могут быть сервисные книжки, отчеты о проведенных ремонтах, узловых и агрегатных заменах, справки о ДТП и т. п.
  • Предоставить оценщику устные дополнительные сведения, которыми вы располагаете и которые могут помочь более точной оценке.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://kulikavto.ru/kuplya-prodazha/ocenka-avto-kak-sdelat-tochno-i-deshevo.html
  • https://www.zr.ru/content/articles/658546-kak-pravilno-ocenit-svoj-avtomobil-pri-prodazhe/
  • https://autoreview.ru/articles/na-pravah-reklamy/ocenka-4
  • https://avtocod.ru/kak-ocenit-avtomobil-s-probegom
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий