Что значит дтп

 

Что такое ДТП, какие виды существуют. Кто является участником ДТП. Каковы причины происшествий. Действия участников после происшествия. Что такое ДТП: определение в ПДД, КоАП и правилах ОСАГО. Что считается ДТП, а что нет. Виды дорожно-транспортных происшествий и их характеристики.

Виды дорожно-транспортных происшествий

В теории и практике существует несколько вариантов квалификации ДТП. По тяжести последствий подразделяют происшествия:

  • со смертельным исходом, с учётом приведённого ранее понятия погибшего в результате ДТП;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом.

По степени тяжести последствий различают ДТП, повлёкшие за собой:

  • материальный ущерб;
  • лёгкие телесные повреждения — кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (примечание 1 к ст. КоАП РФ);
  • телесные повреждения средней степени вреда — неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (примечание 2 к ст. КоАП РФ);
  • тяжкие телесные повреждения — опасный для жизни вред, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности (Постановление Правительства РФ от г. № 522);
  • смерть потерпевшего;
  • особо тяжкие последствия (гибель 4 и более, ранение 15 и более человек).

Степень тяжести телесных повреждений определяется медицинской экспертизой.

По характеру происшествия выделяют (Приложение Ж к ОДМ –2015):

  • столкновение транспортных средств между собой или с поездом;
  • опрокидывание — потеря устойчивости не в связи со столкновением или наездом, съездом с дороги (например, при критическом наклоне дороги, в результате порыва ветра и т. п.);
  • наезд на стоящее транспортное средство;
  • наезд на препятствие (любой неподвижный объект, кроме транспортного средства);
  • наезд на пешехода, в том числе когда пешеход натолкнулся на автомобиль;
  • наезд на велосипедиста, в том числе когда велосипедист натолкнулся на автомобиль;
  • наезд на гужевой транспорт (как на животных, так и ведомое им устройство), в том числе когда такой транспорт натолкнулся на автомобиль;
  • падение пассажира в процессе движения (например, в автобусе);Падение пассажира в автобусе также является ДТП
  • иные ДТП:
    • наезд на других животных, кроме гужевого транспорта;
    • съезд с дороги;
    • падение груза;
    • отбрасывание предмета;
    • наезд на лицо, не являющееся пешеходом (сотрудник ГИБДД, дорожный работник и т. п.).

Несколько условно можно подразделить ДТП на учётные и не подлежащие учёту. Условность заключается в том, что согласно п. 3 Правил учёта ДТП учёту подлежат все происшествия, причём обязанность возлагается не только на ОВД, но и непосредственно на владельцев транспортных средств — юридических лиц, органы управления дорогами и владельцев дорог. Но в государственную статотчётность включаются сведения только о ДТП, повлёкших гибель и/или ранение людей (п. 5 Правил) за некоторыми исключениями (если ДТП произошло в результате попытки суицида, посягательства на жизнь и здоровье, во время автосоревнований и некоторыми другими).

Государственная статистическая отчётность учитывает только ДТП, в результате которых погибли ли ранены люди

Непонятно, как данное требование сочетается с предусмотренным ст. 11.1 ФЗ от г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО» правом на оформление ДТП без участия ГИБДД. В обязанности страховщиков не входит передача в полицию информации о ставших им известными происшествиях, оформленных по так называемому европротоколу. Очевидно, что огромное количество ДТП остаётся неизвестным органам внутренних дел и не принимается во внимание при проводимых в обязательном порядке анализе причин и условий возникновения происшествий и разработке мер по их предотвращению. Такое положение является ещё одним существенным минусом европротокола наряду с тем, что самостоятельное оформление дорожных происшествий их участниками позволяет избежать виновнику ответственности за нарушение ПДД.

В литературе встречается понятие «бесконтактного ДТП», под которым подразумевается событие, отвечающее всем признакам ДТП, но при отсутствии взаимодействия между автомобилями участников, а последствия наступают в результате наезда на предмет или столкновения с другим автомобилем. Достаточно распространённое явление — водитель «подрезал» или резко затормозил, создав тем самым аварийную ситуацию. Если в результате происходит ДТП, встаёт вопрос о причастности такого водителя к происшествию. Случаи привлечения к ответственности и возложения обязанностей по возмещению ущерба, причинённого в результате спровоцированного подобными действиями события, единичны.

Распространённость явления повлекли введение в мае 2019 г. в п. 2.7 ПДД понятия опасного вождения и установление запрета для водителей на совершение ряда действий (неоднократные перестроения, нарушения дистанции и интервалов и др.). С нововведением возникло правовое обоснование для предъявления имущественных требований к «лихим» водителям, но сложность заключается в том, что подобные участники дорожного движения предпочитают не обращать внимания на произошедшее ДТП и спокойно продолжают движение. Доказать причастность к причинению вреда конкретного человека не всегда возможно, даже если удастся зафиксировать номер автомобиля и обстоятельства происшествия.

В статистику попадают только данные, зафиксированные ГИБДД

Другим специфическим видом происшествия является скрытое ДТП. Допустившее нарушение ПДД и совершившее дорожно-транспортное происшествие лицо скрывается с места происшествия. Доказать его причастность можно путём проведения трасологической экспертизы, если известен номер автомобиля. Здесь также возникает вопрос о причастности конкретного водителя, если к управлению автомобилем допущено несколько человек. Теоретически возможны ситуации, когда с места события скрывается потерпевший.

Основные причины ДТП в России

Причины аварий на дороге могут быть разными. Основная из них – это нарушение норм правил дорожного движения в части соблюдения, скоростного режима, обгона, проезда перекрестка или светофора.

Сказанное касается и игнорирования дорожных знаков. Кроме того, к значительной части ДТП причастны нетрезвые водители.

Вина водителя также очевидна при несоблюдении режима пересечения железнодорожных переездов. В этом случае крупный денежный штраф сопровождается лишением права управления автомобилем.

Если говорить о ДТП, причины их возникновения могут зависеть от водителя в меньшей степени. Под этим подразумеваются погодные условия или неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

Инциденту также могут способствовать поломка автомобиля (например, отказ тормозов) или резкое ухудшение самочувствия сидящего за рулем (обморок, сердечный приступ).

К ДТП могут быть причастны пешеходы, переходящие проезжую часть в неположенном для этого месте. Некоторые личности сознательно бросаются под колеса двигающегося автомобиля, пытаясь таким способом свести счеты с жизнью.

Фото 1

Причины ДТП

В первую очередь стоит сказать о том, что можно отнести к причинам ДТП. К ним причисляются все те факторы риска, которые имеют отношение либо непосредственно к действиям одного из участников движения, либо к внешнему воздействию среды.

При этом анализ причин возникновения ДТП, который регулярно проводится статистическими службами и научно-исследовательскими центрами, показывает, что чаще всего происшествия на дорогах происходят все же из-за некорректных действий водителей. В большинстве случаев они просто нарушают тем или иным образом Правила дорожного движения, что неминуемо приводит к авариям различной степени тяжести.

Принято выделять основные причины и условия возникновения ДТП, фактически выстраивающие ту негативную статистику дорожных происшествий, о которой мы сейчас говорим. Из года в год количественные показатели несколько меняются — то в большую, то в меньшую сторону, но качественные критерии остаются все же примерно одинаковыми. Это позволяет говорить об устоявшихся негативных тенденциях, с которыми и пытаются бороться на законодательном и исполнительном уровнях.

Так, главные причины возникновения ДТП в России в 2019 году остались такими же, как и в прошлые несколько лет:

  • нарушение ПДД;
  • физическая усталость автомобилиста;
  • факторы, снимающие акцент внимания водителя с дороги (например, телефоны);
  • негативные погодные условия;
  • проблемное покрытие дороги;
  • прием спиртного.

Подробнее о том, что чаще всего приводит к аварийным ситуациям, читайте в статье: Алкоголь и наркотики — основные причины ДТП.

Классификация участников ДТП

Текущий год только наступил. Однако статистика ДТП за 2018 год в России говорит о том, что зафиксировано на данный момент порядка 130 тысяч дорожных аварий. Они произошли как по вине водителей, так и вследствие действий пешеходов. Кроме того, способствует ДТП плохое качество дорог.

Водители, пешеходы – не исчерпывающий круг участников происшествий. Часто дорожные аварии происходят с участием велосипедистов, людей, управляющих мотоциклами, мопедами. Причем, та же статистика говорит о том, что мотоциклисты больше причастны к происшествиям, чем сидящие за рулем обычного транспорта.

Еще в круг участников ДТП с полным правом можно отнести детей. Они мало знакомы с правилами дорожного движения и переходят дорогу в неположенных местах по пути в школу или домой. Поэтому с детьми регулярно проводятся профилактические беседы с участием сотрудников ГИБДД.

Как для многих не покажется странным, в качестве субъекта происшествия могут выступать животные. Например, если сбить на проезжей части домашнюю собаку, это тоже рассматривается как ДТП.

Иногда водители не видят, что животное попадает под колеса, и едут дальше. В таком случае уже появляется судебная практика, которая  подтверждает правомерность привлечения сидевшего за рулем к ответственности за оставление места ДТП.

Действия после ДТП

Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 — ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:

  • прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки;
  • оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).

Если имеются пострадавшие, требуется оказать им первую помощь, вызвать скорую медпомощь и полицию по сотовому номеру 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости отправить в ближайшее медучреждение с попутным транспортом, а при его отсутствии отвезти самостоятельно и вернуться на место.

Включение аварийной сигнализации и установка знака — первые действия после ДТП

Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):

  • при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
  • при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.

При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками по обстоятельствам происшествия и по поводу полученных повреждений водители вправе не извещать полицию. По своему выбору они могут:

  • оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
  • оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ст. 11.1 ФЗ от г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
  • не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.
При отсутствии разногласий ДТП без пострадавших можно оформить на ближайшем посту ДПС

При отсутствии пострадавших, но при наличии разногласий в обстоятельствах происшествия и по поводу полученных повреждений, участники обязаны известить ГИБДД и дожидаться прибытия наряда. При получении указания от ГИБДД происшествие может быть оформлено на ближайшем посту ГИБДД или в подразделении полиции с предварительной фиксацией месторасположения автомобилей.

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п.  Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России года).

Фото 2

Понятие дорожно-транспортного происшествия

Содержание термина «дорожно-транспортное происшествие» раскрыто на законодательном уровне и не может рассматриваться в ином значении.

ДТП — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

ст. 2 Федерального закона от г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Аналогичное определение приведено в п. 1.2 Правил дорожного движения (ПДД), утверждённых Постановлением Правительства РФ от г. N 1090. В приведённом значении понятие применяется в других нормативных актах, договорах (КАСКО, ОСАГО, аренды/лизинга транспортных средств и др.) и при разрешении судебных споров.

Признаки ДТП

Для квалификации происшествия в качестве дорожно-транспортного необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  1. Происшествие должно отвечать признакам события. Строго в юридическом смысле событием называют реально произошедшее явление, не зависящее от воли человека. Но если так называемые абсолютные события происходят и развиваются полностью изолированно от поведения и намерений участника отношений (природные явления, течение времени и т. д.), то относительные события, к которым относится ДТП, возникают вследствие действий или бездействия человека и развёртываются в дальнейшем без его участия. Проезд на запрещающий сигнал светофора (действие) или неприменение экстренного торможения (бездействие) происходят по воле и при участии водителя, а последствия (механические повреждения ТС и других объектов, ранение или гибель людей) наступают в результате законов физики и изменений в организме пострадавшего.Провал асфальта под автомобилем — одна из немногих ситуаций, когда ДТП происходит полностью без воли и участия водителя
  2. ДТП происходит в процессе движения транспортного средства. Хотя бы одно ТС должно перемещаться. Повреждение стоящего автомобиля отлетевшим от проезжающего мимо транспорта предметом будет являться ДТП, даже если в повреждённом транспорте никого не было, а падение сосульки или ветки на оставленный во дворе автомобиль рассматривается как причинение ущерба жилищно-коммунальными службами, собственниками зданий и пр.
  3. Происшествие случается в процессе дорожного движения. ПДД определяют дорожное движение как взаимоотношения, существующие в процессе перемещения людей и грузов по дорогам. Дорогой, в свою очередь, является поверхность, специально предназначенная для передвижения транспорта, к которым также относят обочины, трамвайные пути, разделительные полосы и тротуары (п. 1.2 ПДД). Прилегающая территория (дворы, несквозные дворовые дороги, автостоянки, площадки на АЗС, жилые зоны и другие аналогичные поверхности, не предназначенные изначально для сквозного проезда) не является дорогами, но движение по таким участкам должно осуществляться с соблюдением ПДД. Соответственно, произошедшие на них события рассматриваются в качестве ДТП. Столкновение двух автомобилей в чистом поле или на льду реки ДТП не являются. Виновник в причинении ущерба будет устанавливаться исходя из фактических обстоятельств на основании гражданско-правовых норм.Происшествия с автомобилями вне дорог не могут считаться ДТП
  4. В событии задействовано как минимум одно транспортное средство — техустройство, конструктивно разработанные как устройство для перемещения людей и/или грузов именно по дорогам. ТС может быть оборудовано двигателем (механическое ТС) или приводиться в движение другими способами (мускульной силой, животными). Помимо собственно автомобиля (трактора, иной самодвижущейся машины), ПДД относят к транспортным средствам велосипеды, мопеды, мотоциклы и прицепы к транспортным средствам (п.1.2 ПДД). Мотоблок со специальным прицепным оборудованием не является транспортным средством, так как по изначальному конструкторскому замыслу не предназначен для движения по дорогам, хотя технически способен перевозить людей и грузы. Лошадь, слон, осёл и прочие животные не являются транспортными средствами в понимании ПДД в связи с тем, что не могут рассматриваться в качестве технического устройства, но телега, карета и другие подобные объекты, которые иногда встречаются на дорогах, признакам ТС соответствуют полностью. Происшествия с подобными экзотическими средствами будут рассматриваться в качестве ДТП.Авария мотоблока не является ДТП
  5. Происшествие всегда должно иметь материальные и/или физические последствия в виде ранения или гибели людей, повреждения транспортных средств, сооружений, груза, любого иного материального вреда. Повреждение декоративной ограды, например, будет являться ДТП, даже если на автомобиле не осталось ни царапины. Если автомобиль сбил с ног пешехода, но он при этом не пострадал, то событие нельзя отнести к ДТП, что не исключает нарушение водителем ПДД. В то же время если пешеход в результате наезда разбил телефон или порвал брюки, то событие отвечает признакам ДТП, т. к. материальные последствия присутствуют. Для отнесения события к ДТП недостаточно любого повреждения организма. Правилами учёта ДТП, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от г. № 647, и принятым в соответствии с ними ОДМ –2015, утверждённым Распоряжением Росавтодора от N 853-р, применительно к ДТП считаются:
    • раненным — человек, получивший телесные повреждения, в результате которых он на срок не менее 1 суток помещался в больницу либо нуждался в амбулаторном лечении (п. 2 Правил, п. ОДМ);
    • погибшим — человек, умерший непосредственно на месте ДТП или не поздне 30 дней от последствий полученных повреждений (п. 2 Правил, п. ОДМ).

Значение квалификации события в качестве ДТП

Правильная квалификация происшествия в качестве дорожно-транспортного имеет значение при разрешении вопросов об ответственности водителя и возмещении вреда. На практике ситуаций, при которых правильное отнесение события к ДТП является определяющим для разрешения спора, не так уж много, но они вполне реальны. Разрешить их без понимания сути дорожного происшествия невозможно. Для наглядности разберём несколько примеров.

Первый пример касается оставления водителем места ДТП. При перемещении задним ходом на минимальной скорости водитель осуществил наезд на пешехода, в результате которого человек упал. При первоначальном осмотре телесных повреждений не обнаружено, самочувствие оставалось хорошим. Одежда и другое имущество не пострадали. Претензий к водителю пешеход не предъявлял, происшествие было окончено извинениями и примирением. Участники разошлись, обращения в ГИБДД не было по взаимному согласию. Через некоторое время пешеход начал предъявлять материальные требования к водителю в связи с появлением болевых ощущений или обнаружившегося материального ущерба, угрожая привлечением его к ответственности по ч. 2 ст. КоАП РФ (оставление места ДТП). Наказание за предполагаемое нарушение серьёзное — лишение прав до 1,5 лет или арест до 15 суток. Справедливое разрешение дела возможно только при правильной квалификации произошедшего события. Если событие не отвечает признакам ДТП в части наступления последствий, ответственность исключена. Сложность заключается в том, что физические последствия могут проявиться позднее.

Подобные ситуации могут быть инсценированы с целью дальнейшего вымогательства денег. Мошенники представляют свидетелей происшествия и даже видеозапись события. Столкнувшись с противоправными действиями, не следует рассчитывать только на свои силы. Без квалифицированной помощи выпутаться из таких ситуаций крайне сложно.

Второй случай, когда принципиальное значение имеет квалификация события в качестве ДТП, — возмещение ущерба. Страхователь заключил договор КАСКО по специальной программе, согласно которой страховым риском является только ДТП независимо от вины страхователя в причинении ущерба. При въезде на огороженный земельный участок с индивидуальным жилым домом (пригородным домом, дачей и т. п.) водитель неправильно выбрал боковой интервал и совершил боковое столкновение с воротными створками, автомобиль получил повреждения. Возмещение ущерба страховщиком возможно, если происшествие квалифицируется в качестве дорожно-транспортного. Въезд на участок обычно осуществляется с дороги или прилегающей территории, в связи с чем произошедшее при таком въезде событие, на мой взгляд, однозначно является ДТП и страховщик обязан произвести выплату.

Сложнее ситуация, когда событие с транспортным средством произошло внутри придомовой территории. Такие происшествия, как кажется, не должны рассматриваться в качестве ДТП. Придомовая территория не предназначена не только для сквозного проезда, но и для движения вообще, в связи с чем не может рассматриваться в качестве дороги или прилегающей к дороге территории.

Видео: что такое ДТП

Категории участников ДТП

Понятие участника ДТП в законодательстве не раскрывается, но очевидно следует из филологического смысла выражения. Участниками могут быть только физлица. Правила дорожного движения особо выделяют следующие категории (п. 1.2 ПДД):

  • водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо (к водителю приравнивается обучающий вождению);
  • велосипедист — лицо, управляющее велосипедом;
  • пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);
  • пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства).
Столкновение с запряжённой телегой является ДТП с участием двух транспортных средств

Применительно к ДТП и в связи с ним используются и другие понятия:

  • владелец транспортного средства (автовладелец) — собственник или любое другое лицо, владеющее ТС на законных основаниях (аренда, хозяйственное ведение и т. д.);
  • виновный в ДТП (виновник ДТП) — лицо, по вине которого произошло ДТП;
  • виновный в причинении ущерба (виновник ущерба) — лицо, по вине которого в результате ДТП причинён вред жизни и здоровью или имущественный ущерб (обычно совпадает с виновником ДТП, но иногда виновным может быть признан, например, механик, выпустивший неисправный автомобиль в рейс, владелец домашних животных, допустивший их выход на дорогу и т. д.);
  • потерпевший — лицо, жизни и здоровью или имуществу которого причинён вред (потерпевшим часто называют лицо, которому причинён только имущественный вред, в отличие от пострадавшего);
  • пострадавший — лицо, жизни и здоровью которого причинён вред.
Фото 3

Причины ДТП и отговорки – негласные правила на дороге

Основными предпосылками для аварий является поведение водителей, пешеходов. Не последнюю роль играет дорожное покрытие. Чтобы свести риск дорожного происшествия к минимуму, можно взять на вооружение несколько советов.

Следует следить за изменениями, которые вносятся в ПДД. Ведь некоторые поправки прямо влияют на механизм передвижения в городе и за его пределами. Со временем вводятся новые дорожные знаки.

Регулярно необходимо проводить технический осмотр своего автомобиля. Его неисправности, которые могут стать причиной ДТП, можно предотвратить заранее. Это касается тормозов, рулевого управления.

Важно заранее планировать свой маршрут, ознакомившись при этом с прогнозом погоды. Предстоящие снег или дождь должны только усилить внимание водителя на дороге.

Однако не все зависит только самого водителя, поэтому ДТП становится следствием поведения других автовладельцев и пешеходов. Есть несколько негласных законов, которых придерживаются автовладельцы. Миганием различных фар предоставляется приоритет в движении друг другу, дается в разрешение для обгона.

В случае ДТП применяются разные оговорки. Первая из них заключается в неисправности светофора. Этот факт нужно зафиксировать видеорегистратором или камерой смартфона.

Водитель может утверждать, что он не видел дорожного знака вследствие темного времени суток или тумана. В ряде случаев можно настаивать на том, что указатель был установлен не по правилам.

Фото 4

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Что не считается ДТП

Теория и практика говорят о том, что дорожное происшествие нельзя рассматривать как таковое, если неприятность случилась с автомобилем во время его стоянки (более 5 минут). Исключение составляют ситуации, когда с ним столкнулся другой транспорт.

Падение на машину дерева, снега с крыши, элементов фасада здания под понятие «ДТП» не подпадает. Не будут считаться ДТП хулиганские действия в отношении стоящей машины.

Например, злоумышленник наносит царапины, разбивает лобовое стекло, делает на автомобиле различные надписи. Тогда указанные действия рассматриваются правоохранителями в ином порядке.

Все описанные случаи причинения автомобиля ущерба в финансовом плане может покрыть страховка КАСКО. При этом в соглашении со страховой компанией следует оговорить процедуру получения страховки.

Участники ДТП

Определение участникам ДТП несложно дать и самостоятельно: ими считаются те участники движения, которые были в той или иной степени задействованы в аварии. То есть лица, относящиеся либо к категории виновников случившегося, либо к группе пострадавших.

Еще лучше понять, кто считается участником ДТП, позволят Правила дорожного движения, в которых дается определение понятию «участник дорожного движения». Согласно ПДД, это некое лицо, которое принимает участие в движении в качестве пешехода, водителя транспортного средства или его пассажира:

  • Водитель. Это тот, кто управляет транспортным средством. А также к этой категории граждан относят погонщиков скота, ведущих стадо по проезжей части. Водителем считается и инструктор по вождению, сидящий рядом со своим подопечным, который управляет машиной.
  • Пассажир. Им считается не только то лицо, которое находится в ТС вместе с водителем, но и то, которое заходит или выходит из авто. То есть участник ДТП — это, например, человек, который выходил из автобуса и пострадал из-за того, что водитель слишком рано закрыл двери и начал движение.
  • Пешеход. Это человек, который движется вне ТС по дороге или по расположенной вблизи нее пешеходной зоне. К пешеходам причисляются, в том числе, те, кто ведет за собой велосипед, мотоцикл или иное аналогичное транспортное средство. Те, кто едут на коньках, самокате или аналогичном приспособлении. Также пешеходами считаются лица, ведущие детскую или инвалидную коляску. Лица, управляющие инвалидной коляской, не оснащенной мотором.

В зависимости от ситуации может произойти как ДТП с одним участником (водитель врезался в столб), так и авария с несколькими десятками или даже сотнями сторон.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://bumper.guru/dtp/chto-takoe-dtp.html
  • https://avtoyurist.org/dtp/vidy-dtp/
  • http://avtozakony.ru/dtp/obshhaya-informaciya/chto-takoe-dtp.html
  • http://logos-pravo.ru/articles/dorozhno-transportnoe-proisshestvie-dtp-ponyatie-i-vidy
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий