Что такое психологическое здоровье человека

 

Чем отличается психологическое здоровье от психического? Существует фраза: психически здоров — личностно болен. То есть, если такой человек пойдёт к психиатру — ему никакого диагноза не поставят, но личностно (психологически) он нездоров. И в какой-то из сфер это будет проявляться. Психология здоровья и психологическое здоровье человека – важный момент в понимании личности. Гармония в душе и теле – главный залог счастливой жизни.

Профилактика и стрессоустойчивость

Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами. Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов. Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации – обратиться за консультацией к врачу-специалисту. Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу. Под этим требованием подразумевается умение эффективно работать в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности. Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

  1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
  2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
  3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
  4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
  5. «Считайтесь с неизбежным».
  6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

Способ 1

1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму. Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать. Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

Способ 2

1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких – сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения. Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей. Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

Способ 3

1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

4. Питайтесь правильно. Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

Тест на копинг-стратегии

Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс – это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» – справиться, выдержать, совладать).

Копинг-стратегия – это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года – опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist – WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .
Cтатистика На весь экранИгра загружается...

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Фото 1

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

адекватность понимания общества;
осознание поступков;
работоспособность и активность;
стремление к новым целям;
умение находить контакты;
нормальная семейная жизнь;
чувство привязанности к родным;
ответственность;
умение составлять план жизни и следовать ему;
ориентированность на развитие личности;
целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

алкоголизм;
агрессия;
депрессивные состояния;
больные привязанности;
позиция жертвы;
страхи, психотравмы.

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Что такое Психология здоровья?

Автор Evgeniy в 30/09/2013. Опубликовано Психология здоровья

Состояние здоровья человека зависит от целого ряда факторов. Среди них встречаются и те, которые оказывают невидимое, но всё-таки ощутимое влияние.

В наше время, когда заразные и наследственные болезни стали обычным явлением, существует множество поведенческих и психологических факторов, которые также могут оказать сильное воздействие на общее физическое здоровье.

Психология здоровья является специальной областью психологии, рассматривающей влияние биологии, психологии, поведения и социальных факторов на здоровье человека.

Наравне с «психологией здоровья» иногда используются и другие термины, в том числе «медицинская психология» и «поведенческая медицина».

Психология здоровья своей целью имеет общее укрепление здоровья, а не только профилактику или лечение заболеваний. Специалисты в этой области также акцентируют своё внимание на том, как именно люди реагируют на болезнь, как справляются с ней и как выздоравливают. Некоторые психологи работают над улучшением системы здравоохранения и правительственным подходом к политике здравоохранения.

Например, как раз психологией здоровья занимается 38-е подразделение Американской психологической ассоциации (АПА). В соответствии с направлением подразделения, его сотрудники работают над проблемами понимания здоровья и болезни, изучают психологические факторы, влияющие на здоровье, и содействуют развитию системы здравоохранения и политики в области здравоохранения.

Так что же выделяет психологию здоровья среди других отраслей науки? Какой вклад в наше понимание здоровья и благополучия она делает? «Заостряя своё внимание на поведении и его изменениях, психология здоровья может сделать уникальный вклад», – предполагают ученые 38-го подразделения АПА.

– «Например, психологи здоровья в настоящее время проводят прикладные исследования на тему формирования здоровых привычек, а также предотвращения или сведения к минимуму нездорового поведения.

В настоящее время изучаются как влияние поведения на физическое здоровье, так и, наоборот, физического состояния на здоровье психическое».

Заболевания, связанные с психологическими факторами

К подобным проблемам со здоровьем – обусловленным или связанным с психологическими или поведенческими факторами – относятся:

  • инсульт;
  • сердечная недостаточность;
  • ВИЧ / СПИД;
  • рак;
  • врожденные дефекты;
  • младенческая смертность;
  • инфекционные заболевания.

По данным одного из исследований (его автор – доктор Али Мокдад, 2004), почти половина всех смертей в Соединенных Штатах может быть связана с нездоровым образом жизни или факторами риска, которые, в основном, можно предотвратить. Психологи здоровья работают с отдельными лицами, группами и сообществами, стараясь уменьшить эти факторы и стремясь улучшить общее состояния здоровья, снизить заболеваемость.

Актуальные вопросы психологии здоровья

Психологи здоровья участвуют в самых разных видах деятельности. Среди актуальных вопросов, рассматриваемых ими с точки зрения в психологии, встречаются:

  • снижение стресса;
  • управление весом;
  • отказ от курения;
  • улучшение ежедневного питания;
  • ограничение рискованного сексуального поведения;
  • хосписная помощь и психотерапия для неизлечимых больных.

Понимание биосоциальной модели в психологии здоровья

Сегодня основным подходом, используемым в медицинской психологии, считается биосоциальная модель. Согласно этой точке зрения, болезнь и здоровье являются результатом сочетания биологических, психологических и социальных факторов.

Биологические факторы включают унаследованные черты личности и генетические особенности. Психологические факторы связаны с образом жизни, личностными характеристиками и уровнем стресса.

Социальные факторы включают социальную поддержку, семейные отношения, культуру и убеждения.

Источник:

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий дискомфорт, апатичность, враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психическое здоровье человека и факторы его нарушения

В современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.

Ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания в современных российских условиях, полноценного развития и социализации детей, приводит к ухудшению здоровья детей – физическому, психическому, социальному.

Целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье, т.е. те психологические аспекты психического здоровья, которые позволяют выделить собственно психологические проблемы детей в отличие от медицинских.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон известным в наше время отечественным психологом — И. В. Дубровиной. Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, которые относятся к личности в целом и находятся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей и обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей жизни.

Следует подчеркнуть отличие содержания понятия «развитие» от понятия «изменение».

Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований.

Вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Для организации психологической поддержки в качестве цели развития можно принять выполнение человеком своих жизненных задач, т.е.

полную реализацию своих возможностей, ресурсов для обеспечения прогрессивного процесса. И использовать для описания целей развития метафору пути: «каждый человек имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим».

Психологическое здоровье подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования.

Проблема взаимосвязи психики и тела достаточно хорошо изучена психосоматической медициной, поэтому возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидна.

В рамках организации психологической поддержки в качестве предпосылки сохранения физического здоровья можно принять здоровье психологическое.

В последнее время выделилось такое новое научное направление, как «психология здоровья». Это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни.

Опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.

Взаимосвязь между психическим и соматическим здоровьем человека была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ).

В настоящее время разрабатывается новое перспективное направление — психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влия­ния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т.е.

по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества забо­леваний (вегето-сосудистая дистония, нарушение ритма сердца, расстройства желудочно-кишечного тракта, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, псевдоневрологические расстройства, психическая гипертензия, психогенная головная боль и т.п.).

А в качестве позитивного примера можно привести результаты исследований психологических характеристик людей, благополучно доживших до 80-90 лет: все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в портрет психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Действительно, если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек — это, прежде всего человек спонтан­ный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

Ключевым моментом для описания психологического здоровья является гармония между различными аспектами самого человека (эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и др.) и гармония между человеком и окружающими людьми, природой и т.д. Гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

Соответственно, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение его жизненной задачи. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным.

В качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно отметить свойство саморегулируемости. Это возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям и воздействиям. В процессе адаптации к трудным ситуациям человек должен уметь не только противостоять им, но и смог бы использовать их для самоизменения, роста и развития.

Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

В своих исследованиях О.В. Хухлаева выделяет следующие компоненты психологического здоровья: аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный.

Аксиологическийкомпонент психологического здоровья представлен ценностями собственного «я» человека и ценностями «я» других людей. Ему соответствует абсолютное принятие самого себя, личностная целостность, умение принять свои недостатки, умение разглядеть в каждом из окружающих что-то хорошее, принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п.

Инструментальный компонент психологического здоровья — предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств, осознание причин и последствий своего поведения и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент психологического здоровья определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет свой внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития, человек полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии.

Читайте также: Ассертивность, ассертивное поведение в психологии: что это такое и как их развить?

Компоненты психологического здоровья взаимосвязаны: для развития позитивной рефлексии и потребности в саморазвитии необходимо наличие у человека положительного самоотношения, а личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно, самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимно обуславливают друг друга и находятся в постоянном взаимодействии.

Психологическое здоровье детей имеет свою специфику. И.В. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. В течение жизни психологическое здоровье постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов.

Психологическое здоровье ребенка является важной предпосылкой для достижения в будущем личностной зрелости. Психологическое здоровье включает в себя духовное начало в человеке, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро.

Следовательно, психологическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые не получили своего развития у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

В наше время часто психологическое здоровье ребенка рассматривается молодыми родителями как результат (продукт) специальной «диеты», включающей соответствующие материальные условия, определенные «порции» родительской любви, достаточное количество игрушек и общения со сверстниками.

Это напоминает сбалансированное и здоровое меню, а в результате получаются «вареные овощи», которые хоть и питательны, но не вызывают аппетита. Продукт такой «диеты» станет хорошо отлаженным скучным человеком. Нередко приходится сталкиваться с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи.

В то же время, не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», иногда даже наоборот — добиваются жизненных успехов.

Рассматривая условия становления психологического здоровья, необходимо учитывать факторы риска его нарушения. Основным фактором риска нарушения психологического здоровья является переживание ребенком каких-либо критических ситуаций.

Критические ситуации — это события, воспринимаемые человеком негативно, как нежелательные и опасные, включающие в себя ситуации стресса, конфликта, кризиса, фрустрации и другие психотравмирующие ситуации. Понятие критической ситуации включается в понятие — жизненное событие. С.Л.

Рубинштейн дал определение жизненного события как этапа жизненного пути, на котором принимаются важные поворотные решения. Жизненные события могут быть как позитивными, так и негативными.

Особенность реагирования на какое-либо жизненное событие зависит не только от того, что именно происходит, а от восприятия или отношения к ней самого человека.

Для определения целей психологического консультирования критические ситуации делят на две группы: во-первых, это периоды возрастных кризисов, во-вторых — ситуации стресса, фрустрации, конфликта и другие трудные ситуации. Возрастные кризисы— это особые периоды онтогенеза, относительно непродолжительные по времени, характеризующиеся резкими психологическими изменениями

Переживание ребенком трудных и критических ситуаций связано непосредственно с понятием стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость – это устойчивость человека к психотравмирующим воздействиям, способность человека к положительным самоизменениям в стрессовых ситуациях.

Личностные предпосылки стрессоустойчивостиперекликаются с выделенными нами ранее структурными ком­понентами психологического здоровья: самопринятием, рефлексией и саморазвитием, что еще раз доказывает их необходимость.

Соответственно личностными предпосылками пониженной устойчивости к стрессу можно назвать негативное самоотношение, недостаточно развитую рефлексию и отсутствие стремления к росту, развитию.

Психологическое здоровье человека предполагает его устойчивость к стрессовым ситуациям. Пониженная устойчивость к стрессу может быть обусловлена свойствами темперамента. Выделяются свойства так называемого «трудного» темперамента (А.

Томас): неритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность.

Эти свойства во взаимодействии с окружающей средой ребенка повышают риск возникновения расстройств его поведения, т.е. являются внутриличностными факторами риска нарушений психологического здоровья.

Ведущей тенденцией становления психологического здоровья в онтогенезе можно назвать постепенное развитие у ребенка способности к стрессоизменчивости, к положительным самоизменениям в стрессовых ситуациях, к поиску в трудной ситуации сил в самом себе. Стрессоустойчивость — важнейшая характеристика психологически здорового человека.

Для развития человека необходима некоторая доля фрустрации. Исследования психологов показывают, что преодоление препятствий играют положительную роль в развитии ребенка. М. Кляйн при описании младенца говорит о необходимости баланса между фрустрацией и потаканием желаниям ребенка.

Она утверждает, что определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребности, дает младенцу чувство, что он может справиться с тревогой.

Полное отсутствие конфликтных ситуаций в жизни младенца мешает его возможности обогащения своей личности. И.В. Дубровина и Е.Е. Данилова в своих исследованиях доказывают роль препятствий в развитии детей и считают, что препятствия вызывают активность субъекта, порождают потребность искать и находить способы овладения ими, вырабатывать стратегии преодоления.

Трудные ситуации позволяют ребенку накопить опыт борьбы, стимулируют его активность, способствуют его личностному развитию, а в некоторых случаях позволяют добиться сверхкомпенсации (А. Адлер).

Однако это происходит только тогда, когда степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья.

Таким образом, одним из важнейших условий становления психологического здоровья является наличие некоторого напряжения, побуждающего к действию.

Абсолютный эмоциональный комфорт, полное эмоциональное благополучие детей не способствует становлению психологического здоровья, а может привести и к развитию нежизнеспособной и безынициативной личности. Конечно, напряжение не должно быть бесконечным, а должно периодически чередоваться с расслаблением.

Задача взрослых заключается в том, чтобы помочь детям не только преодолеть трудную ситуацию, но и понять ее смысл, т.е. извлечь из нее пользу, сделать выводы.

Следующим важным условием становления психологического здоровья человека является наличие положительного фона настроения. Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных трудных ситуаций.

Настроение детей во многом определяется настроением взрослых, поэтому особое значение приобретает личность взрослого, находящегося с ребенком. Взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.

Для полноценной жизни человеку необходима способность быть счастливым в качестве черты характера, развитие которой начинается еще в детстве.

Родителям необходимо формировать у детей установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций.

Для развития у ребенка чувства оптимизма, важно постоянно фиксировать ребенка на прогрессе, любых положительных изменениях, связанных как с учебной, так и с внеучебной деятельностью.

Намеренное фокусирование даже на незначительных признаках прогресса помогает созданию положительной атмосферы, развитию веры в себя и собственные силы. Психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающийся успехом.

Наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, положительный фон настроения и фиксация на прогрессе ребенка являются основными педагогическими условиями становления психологического здоровья человека.

Источник:

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://4brain.ru/zozh/psy.php
  • https://sunmag.me/sovety/03-03-2014-psikhologiya-zdorovya-psikhologicheskoe-zdorove-cheloveka.html
  • https://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-161.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий